ОСОБЫЙ   РЕБЕНОК

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Галерея
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Влияние музыки на психофизическое здоровье ребенка с ОВЗ

Влияние музыки на психофизическое здоровье ребенка с ОВЗ

 

        О благотворном влиянии музыки на психофизическое здоровье и эмоциональное состояние человека спорить не приходится. Музыка в сочетании с движением, словом, ритмом способствует снятию психофизического напряжения, осуществляет коррекцию-психофизического статуса личности ребенка.

        Музыкальные игры, танцы, речедвигательные упражнения развивают слуховое и зрительное внимание, память, волевые проявления ребенка, воспитывают эмоции, формируют мимику лица, развивают пространственные представления, координацию движений, пластику, учат общаться и развивают позитивное самоощущение, исключают гиподинамию.

Сочетание музыки, слова, ритма и движения действует в качестве неспецифической терапии, устанавливая равновесие в деятельности нервной системы ребенка: уравновешивает слишком возбужденных, вспыльчивых, растормаживает нерешительных, боязливых. Уверенно можно сказать, подобная музыкальная деятельность благотворно влияет на психофизическое здоровье ребенка, особенно ценно это влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Нередко в школу приходят дети с низким уровнем коммуникабельности, испытывающие страх перед публичными выступлениями, с чрезмерной утомляемостью, неуверенностью в себе, но благодаря совместной работе педагогов школы, в том числе воздействию на ребенка средствами музыки – он расцветает, приобретая навыки недостающие ему.

        Любая ли музыка нужна такому ребенку? Конечно нет, не любая. Так рок музыка вызывает у детей чувство агрессии, а острые современные ритмы вызывают у них подавленность, угнетенность, равнодушие, потому что она не соответствует жизненным ритмам детей данной категории.

        Какая же музыка благотворно влияя на психофизическое состояние ребенка поможет нам, педагогам, осуществить коррекцию психофизического статуса его личности?

        Успокаивающая – медленная, спокойная, но мажорная, светлая (для возбужденных детей). Действия при этом выполняются в умеренном ритме.

        Музыка для расслабления – красивая, нежная, спокойная, тихая, но не грустная. Эффект расслабления усиливается при сочетании музыки и слова.

       Стимулирующая музыка – стимулирует  общий жизненный тонус (пьесы подвижного, быстрого темпа, рекомендуется для заторможенных детей, вялых в двигательном и эмоциональном проявлении). Но если подобная музыка звучит постоянно, то она  может вызвать у ребенка отторжение.

       Таким образом, правильно подобранная музыка может оказывать терапевтическое воздействие на ребенка.

       Оздоровительно-профилактическое значение имеет и музыкально-рефлекторное пробуждение (10 мин.) Музыка нежная, тихая, обещающая радость. Рефлекс вырабатывается в течение 1-2 месяцев. (индивидуально)

Огромная ценность музыкально-ритмических движений (игры, танцы, рече-двигательные упражнения) заключается в их способности легко переключить внимание ребенка, снять усталость, психофизическое напряжение.

1.     Пластические этюды («огонь»,  «лес» )

2.     Танцы и игры сидя («русские мотивы», «путешествие на диване», «Кто лучше?»

3.     Отдых-расслабление («зайчик в кулачке», «ленивый червяк»)

4.     Игры на внимание, формирование эмоций, волевых проявлений («согревалка»)

5.     Успокаивающая музыкально-ритмическая деятельность («Мы по садику гуляем», «Спать пора»)

6.     Веселые уроки

7.     Коммуникативные танцы

8.     Рече-двигательные упражнения.

 

Музыкальные игры, танцы, рече-двигательные упражнения, пластические этюды, способствующие снятию психофизического напряжения, осуществляющие коррекцию психофизического статуса ребенка с ОВЗ.

Коммуникативные танцы – танцы со сменой партнера.

 

Задачи:

- развитие позитивного самоощущения;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру;

- развитие коммуникативных навыков.

 

Важен тактильный контакт. Он способствует развитию доброжелательных отношений между детьми (обнимаются, берутся за руки, дотрагиваются до разных частей тела).

 

Младший возраст

 

«Хэй,хэй, давай попрыгаем» (по мат. Т. Боровик)

 

Хэй,хэй, давай попрыгаем,

Хэй,хэй, давай попрыгаем,

Хэй,хэй, давай попрыгаем,

Попрыгаем вместе с тобой!

 

Хэй,хэй, давай похлопаем,

Хэй,хэй, давай похлопаем,

Хэй,хэй, давай похлопаем,

Похлопаем  вместе с тобой!

Хэй,хэй, давай потопаем,……

Хэй,хэй, давай покружимся,……

Хэй,хэй, давай обнимемся,……

 

«Мэри и овечка» (по мат. Т. Боровик)

I часть – ходят врассыпную по одному

II часть – танцуют в паре с тем, кого встретил и вновь расходятся, ищут другого партнера.

 

«7 прыжков»

 

I часть – двигаются по кругу по одному (в паре)

II часть – дотрагиваются до ушек, носика, спинки.

 

Средний возраст

 

«Коробейники»

 Дети стоят в кругу. 1-ый проходит через круг (с ускорением), приглашает следующего. 2-ой проходит через круг, приглашает следующего и так все по одному…

 

«Марко»

 

Дети стоят по кругу.

I часть- ребенок движется по кругу.

II часть – останавливается, здоровается с выбранным партнером.

III  часть -  кружатся в паре. Пара распадается в поисках нового партнера. Игра продолжается.

 

«Ку-чи-чи» -  свободно двигаются по классу.

-на слова «ку-чи-чи» хлопают в ладоши.

-пожимают руки, здороваясь.

-ищут себе новую пару.

 

«Передай цветок»

 

Дети передают цветок с нежностью (дарят) по кругу и называют ласково имя соседа, которому дарят цветок.

 

 

 

 

«Ласковые волны»

 

Ребенок в центре, вокруг него дети. Руки-волны гладят ребенка  со словами «ты хороший»

 

Пластические этюды – снять эмоциональное и физическое напряжение, пластика.

 

«Рондо 1»- цветок прорастает, лепестки открываются. Лепестки видят рыбок, бабочек. Цветок видит мир, смотрит на все и удивляется.

«Прима виста» - мы плывем на облаке

 

«Рондо 2»- лес весной пробуждается. Рукопластика. («зайчики прыгают, удивленно смотрят»; «побежали жучки по веточке»; «полетели бабочки»; «на поляне появились большие сказочные птицы» и т.д.)

 

«Танец огня» - дети тесно сжимаются в круг. Руки постепенно поднимают вверх и   опускают (языки пламени). Пламя качается. Пламя становится выше (встали на носочки), ниже (присели). Подул ветер, искорки разлетелись (дети легко бегают, светятся теплом и радостью)

 

«Рондо 3» -бабочки порхают с цветка на цветок, складывая крылья. Расправляя крылышки поднимаются ввысь, кружатся, танцуя в парах.

 

 

Танцы сидя снимают психофизическое напряжение, развивают координацию, внимание, наполняют положительными эмоциями.

 

«Путешествие на диване» смена вида движения: лодка, машина, лошадка, сон малыша.

 

«Ковбой»-1 фраза – спят,

                   2 фраза -  просыпаются, резко выпрямляясь, смотрят из-под

                      Ладони вправо, влево, крутят «лассо»….     

                   3 фраза -  хлопок справа, руки на колени, хлопок слева, руки на

                      колени,  едут на «лошади», держа поводья….. и т.д.

 

Расслабляющая музыка – пассивное расслабление 

 

«Ленивый червячок»- последовательный излом рук: кисти, локти, вся рука и т.д.

 

«Узоры на стекле» - представляем и мысленно рисуем узоры.

 

«Шум воды, пение птиц» - лежим на травке около речки.

 

«Покачаем зайчика» - в ладошке спрятать зайчика, качать его, слушать «его голос»

 

«Музыкальные игры и танцы» - на развитие волевых проявлений, внимания, координации, пластики движений, фантазии, формирования мимики лица.

 

 «Согревалка» -  Дети передвигаются по классу в образе «осторожных мышек», «котят» врассыпную, в момент паузы останавливаются (замирают, прислушиваются);

 

«Веселые путешественники»  движения по содержанию текста песни.

 

«Тик-так» - движения по тексту, руки в разные стороны вверх,        постепенное ритмичное опускание; раскачивание с ноги на ногу, прямые руки вдоль туловища вперед назад.

 

«Зимняя песенка» - по содержанию выполняют танцевальные движения, на проигрыш «лепят и бросают снежки», «катаются на лыжах», «санках», «лепят снежную бабу»;

 

Успокаивающая музыка – медленный темп, не громкая, снимает возбуждение

 

«Сочельник» -путешествие «снежинки» - кистями, ладонями, рисуют елочки, брызги. Подбрасывают.

 

«Танец в кругу» - приставные шаги вправо, влево, в центр, из центра

Категория: Мои статьи | Добавил: capricorn (07.02.2014)
Просмотров: 1869 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2024