Игра на деревянных ложках, как средство развития
эмоциональной сферы и коррекции движения детей с ограниченными возможностями
здоровья
Ларченко Л.А.,
учитель музыки высшей квалификационной категории,
МБОУ «Северская
специальная (коррекционная) школа-интернат VIII
вида
В процессе музыкального воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья оправдано включение большого спектра
различных шумовых и ударных инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную
природу. Поэтому любая ритмическая деятельность прекрасно соотносится с его возрастным психо - эмоциональным
состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью
ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный
опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха только для восприятия и
повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о
других видах музыкальных соотношений:
динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой
неповторимый тембр, силу звучания.
Необходимость создания ансамбля ложкарей в школе была продиктована спецификой работы по развитию
эмоционально-волевой сферы и коррекции умственно-отсталого ребенка, которая вносит
разнообразие в музыкальное воспитание. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит радость.
Стоит отметить, что обычные ложки
помогают решать целый комплекс задач
музыкального воспитания ребенка. Игра на ложках позволяет активно влиять на
развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Лечит
от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности.
Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия
при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и
ощущения закрепляются в памяти, стимулируют творческую инициативу, прививают
любовь к коллективному музицированию, придавая ему творчески-прикладной характер.
Кроме того, игра на ложках требует от
ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе, что способствует
формированию волевых черт характера: целеустремленности, ответственности, а
также повышению самооценки.
Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент
русского народа, их делают русские умельцы. Рисунки (роспись, орнамент) отражали уровень
самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливали и продолжают изготавливаться из березы,
осины, липы, клена, а также украшали их резьбой (хотьковские), росписью
(хохломские, городецкие), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и
температурной закалкой. Можно предположить, что как только человек во время
приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о
музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ
придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные
возможности предмета. Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не
только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные
ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни
деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны
старается увезти ее с собой на память.
В процессе
обучения игре на деревянных ложках, учащиеся знакомятся с художественно –
выразительными особенностями народных музыкальных инструментов – как источниками
носителей ценных традиций русской народной культуры. В ходе занятий формируются
знания и представления об особенностях музыкальных инструментов – истории их
создания, их выразительными возможностями, приобретаются навыки игры на них.
Все этапы работы с ансамблем насыщены
разными видами совместной и самостоятельной
деятельности детей. Проводятся интегрированные уроки: «Как появились
музыкальные инструменты?», «Из истории музыкальных инструментов», «Знакомство с
русской ложкой», «Веселые ложкари». Ребята слушают народную музыку, отгадывают
загадки о музыкальных инструментах, учат частушки, учатся играть на русских
народных инструментах в ансамбле. Умения и навыки, полученные во время занятий
дети перенесут во все виды художественно-творческой деятельности. Созданный в
школе ансамбль ложкарей подразумевает сплотить вокруг себя детей и подтвердить
высокий развивающий эффект и целесообразность использования этого вида
деятельности в приобщении учащихся к русским народным инструментам как
источникам носителей ценных традиций русской народной культуры.
|